воскресенье, 4 ноября 2012 г.

3 и 4 ноября 2012 года архиепископ Сергей Журавлев проводил семинар в Твери, посвященный 495-летию начала Великой Реформации Церкви Христовой (1517 – 2012) и 440-летию со Дня рождения великого православного реформатора, патриарха Кирилла Лукариса (1472 – 2012)

3 и 4 ноября 2012 года архиепископ Сергей Журавлев проводил семинар в Твери, посвященный 495-летию начала Великой Реформации Церкви Христовой (1517 – 2012) и 440-летию со Дня рождения великого православного реформатора, патриарха Кирилла Лукариса (1472 – 2012). Древний город Тверь известен, как и Великий Новгород, своим вольнодумством и «еретики тверские» не одно столетие беспокоили официальную православную церковь, подталкивая ее к реформам и обновлению.
К сожалению, на Руси Киевской и Московской не произошло большой и глобальной Реформации, подобной западноевропейской, т.к. у нас первые же ростки свободомыслия более безжалостнее нежели на Западе затаптывались религиозниками и политиками.
Тверские и Новгородские «еретики» погибали на дыбах и кострах православной инквизиции, которая свирепствовала аналогично западноевропейской. Хотя слово «инквизиция» использовалась в России только во времена правления Петра I, когда были открыты при епархиальных управлениях «инквизиторские трибуналы» и вели розыски ересей т.н. «протоинквизиторы», но на протяжении всей тысячелетней истории православия на Руси инквизиция была важнейшей составляющей официальной церкви. Плахи, дыбы, костры и монастырские казематы были зловещим фоном всего времени государственной религии православной церкви. История Твери и Новгорода здесь является наглядной иллюстрацией. Здесь, на Северо-западе Руси на протяжении многих столетий на кострах православной инквизиции погибали священнослужители и миряне, осмелившиеся для себя открыть Библию, пробовавшие молиться своими словами, а не по расписанным молитвенникам и октоихам, отказавшиеся от почитания икон, крестов, мощей и прочих мерзостей, привнесенных в историческое христианство сатаной. Сегодня мы мало знаем о тех христианах, на которых официальная русская православная церковь вешала ярлыки «еретики», «стригольники», «жидовствующие», «башкинцы» и т.д. По всей видимости многих из них сегодня можно смело назвать предтечами Реформации как XVI века, так и современности.
Семинар в Твери 3 и 4 ноября 2012 года архиепископ Сергей Журавлев посвящает и памяти многочисленных жертв православной инквизиции.

На III Соборе УРПЦ 2008 года было заявлено в 8, 9 и 10 Тезисах следующее:

«Мы отрекаемся от православной инквизиции прошлых столетий, от т.н. «иосифлянства» в Православной Церкви, отрекаемся от трагических решений поместных Собором 1490 и 1503 годов и от самого духа инквизиции и «иосифлянства». Горько сожалеем по поводу всех фактов пыток и сожжений инакомыслящих, что имели место в нашей церковной истории, в особенности начиная с XIV столетия; («Иосифлянство» – движение последователей Иосифа Волоколамского. Иосиф Волоколамский (в миру Иван Санин) (1439 – 1515), основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско-московской «ересью жидовствующих) и нестяжателями. Автор книги «Просветитель», ставшей пособием для последующих православных инквизиторов. Канонизирован официальной Русской Православной Церковью. «Святой» Иосиф Волоцкий известен в истории как палач и инквизитор, фанатично преследовавший любое инакомыслие. Именно он настоял на массовых репрессиях против «еретиков», «отступников», евреев и православных христиан – нестяжателей)». (8 Тезис)

«Мы каемся перед Богом за все инквизиторские действия наших предшественников. Каемся за церковные прещения – отлучения и анафемы – и наказания, гонения в особенности по отношению к тем христианам, что решались искать Живого Бога, читать Божье Слово, решились иметь свое, пусть даже и ошибочное с нашей точки зрения, мнение. Среди многих тысяч репрессированных с подачи церковных и светских православных властей сегодня мы вспоминаем т.н. «богомилов», «стригольников», «жидовствующих», «нестяжателей», «староверов», «последователей профессора Тверитинова», «духоборов», «молокан», «скопцов», «хлыстов», «штундо–баптистов», «пашковцев» и многих других». (9 Тезис) 

«Мы отвергаем то, чему учил «святой» Иосиф Волоколамский, говоря, что «грех простым  (т.е. не священникам)  Апостол и Евангелие чести» (т.е. читать и изучать). Мы стоим на позиции нестяжателей и преподобного отца нашего Нила Сорского, который писал, что «поистине, жестоко оно Священное Писание) лишь для того, кто не хочет смириться в страхе Божием и отступить от земных мудрований, а напротив того, думать жить не по своей страстной воле. Иные не только не хотят со смирением испытывать Священное Писание, но даже и слышать, как следует по которому жить, как будто не для нас оно писано и не должно соблюдать его в нынешнем роде. Но истинным подвижникам, и в древние времена, и в нынешние, и вовеки, слова Господни всегда будут, по выражению псаломскому, «Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». (Пс.11:7) «Заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда». (Пс.18;9-12)» (Из Послания преподобного старца Нила Сорского (1508))».

В своих прошлых семинарах и проповедях в городе Твери архиепископ Сергей Журавлев уже не раз поднимал темы из истории христианства и уже говорил о «богомилах», «стригольниках» и «жидовствующих» и других предтечах Реформации, но именно семинар 2012 года посвящен памяти жертв тысячелетних религиозных репрессий в России.

Святителю Кириллу Лукарису, патриарху Вселенской Православной Церкви и пионеру православной реформации, на семинаре также отведена особая роль. Ведь через 55 лет после начала Реформации на Западе родился тот, кому Господь отвел великую миссию продолжить ее на Востоке. О патриархе Кирилле современному православному российскому обывателю практически вообще ничего не известно. Большинство православных, протестантов и католиков в современной России могут из реформаторов прошлого могут вспомнить Лютера, Цвингли и Кальвина, но Лукариса помнят лишь единицы. Этот пробел в знаниях тверских христиан ликвидирует подобный семинар. Через видеозаписи этого и многих других семинаров и проповедей, публикуемых на страницах архиепископа Сергея Журавлева на ютюбе и в социальных сетях, правда историческая и истина евангельская звучит в тысячах христианских семьях и церквях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий