понедельник, 25 июля 2016 г.

70-летию со дня кончины Александра Ивановича Введенского, православного реформатора и евангелиста (1946 - 2016)


Святитель Александр Введенский (Введенский Александр Иванович), первоиерарх Обновленчества и благовестник Христов родился 30 августа 1889 года.
В том же 1889 году Хадсон Тейлор, известный английский миссионер в Китае и основатель Китайской внутренней миссии, был в отпуске в Англии. Во время проповеди он внезапно остановился и стоял безмолвно с закрытыми глазами. Но вскоре он объяснил это: "У меня было видение. Я видел великую войну, охватившую весь мир. Я видел, как эта война закончилась, а затем возобновилась, но в действительности это было две войны. После этого видел мятежи и восстания, затронувшие многие народы, а также духовное пробуждение в некоторых местах. В России произойдет всеобъемлющее национальное духовное пробуждение, настолько сильное, что не будет подобного ему. Видел, как из России оно распространилось во многие европейские страны. Затем произойдет всемирное пробуждение, после которого придет Христос».

То о чем пророчествовал Хадсон Тейлор стало таинственным образом исполняться в том же 1889 году, через рождение на свет будущего великого мужа Божьего. В конце августа было произнесено это пророчество духовное и было показано видение. Возможно именно все это произошло в тот день 30 августа 1889 года, когда появился на свет будущий святитель Александр. Введенскому именно было суждено стать неоспоримым лидером православного обновленческого движения, возникшего сразу же после падения опостылевшего народу самодержавного царизма, когда впервые в истории христианства на Руси пошатнулись устои цезарепапизма. Именно в начале XX столетия, когда после падения Российской Империи наступило впервые на нашей емле время сильнейшего духовного пробуждения, невиданной доселе проповеди Евангелия и покаяния тысяч грешников. Именно время правления Александра Керенского, а также времена НЭПа стали временем сильнейшего исполнения Божьего пророчества, произнесенного через Хадсона Тейлора. Уже после падения безбожного советского союза в начале 1990-х это движение не только продолжилось, но и достигло своего аппогея.

Александр Введенский окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета. Женившись, Введенский с 1915 года стал священником Православной Церкви. Был настоятелем церкви Захария и Елизаветы в Петербурге.
В истории Русской Православной Церкви именно он является одним из самых видных основоположников Обновленческого Движения и отечественной апологетики. Был выдающимся церковным деятелем и проповедником. Его открытые диспуты с советским наркомом просвещения Луначарским обращали тысячи людей к покаянию и живой вере в Бога. Революционно настроенные солдаты и матросы обращались к вере и громкими аплодисментами и овациями прерывали его пламенные выступления. Атеистические власти были вынуждены впоследствии отменить подобные диспуты, т.к. они не способствовали атеистической пропаганде, а возымели обратное действие.
Святитель Александр был активным участником реформаторского «II Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года.
Второй Поместный (Обновленческий) Собор Русской Православной  Церкви был открыт 29 апреля 1923 года, в «Неделю о расслабленном». Примечательно, что именно в четвертую неделю после Пасхи, когда мы общецерковно вспоминаем чудо Иисуса Христа, которое Он совершил исцелив расслабленного, был открыт этот исторического значения Собор. Открытие и практически все заседания Собора проходили в московском храме Христа Спасителя. Собор проходил под председательством выдающегося православного иерарха, святителя Антонина Грановского. II Поместный Собор продолжил свои заседания до 9 мая. Наверное пророчески 9 мая 1923 года в последней проповеди, прозвучавшей на этом Соборе, этот день был назван Днем Победы!
Среди святителей и отцов этого Собора следует отметить - Митрополита всея Сибири Петра Блинова, архиепископа (впоследствии Митрополита) Александра Введенского, Митрополита Одесского Евдокима, Митрополита Киевского Тихона, Митрополита Харьковского Николая, архиепископа Пимена, Каменец-Подольского, архиепископа Леонида (Скобеева), архиепископа Нижегородского Иоанна (Альбинского), архиепископа Иоанникия (Ченцова), архиепископа Таврического Петра (Рождественского) и мн. др. Общее число отцов Собора - 476 человек. Эти епископы и священники представляли собой 72 епархии, находившиеся на территории СССР. Около половины всех святителей и отцов Собора были с Украины. Среди отцов Собора – 200 человек представляли реформаторский Православный союз «Живая Церковь», 116 членов СОДАЦ (Союз Общин Древле-Апостольской Церкви), 10 человек представляли реформаторский Православный союз «Возрождение» и др. Среди революционных решений этого реформаторского Поместного православного Собора - принятие т.н. «белого» епископата в Православной Церкви на территории СССР и за ее пределами (приходы в Европе и США), второбрачия для вдовых православных священников. Второй раз было решено венчаться тем священникам, чьи жены уже умерли и кто продолжительное время уже оставался вдовым.
Святитель Александр Введенский на открытии Собора сказал свою, ставшую знаменитой, проповедь, которая завершалась великим гимном Христу и Евангелию жизни: «Евангелие не система, которой можно опровергнуть другую научную систему, а Евангелие – жизнь… Евангелие имеет две стороны. Оно часть истории души: какая польза, если вы весь мир приобретете, а душе своей повредите? - сказал Господь. С другой стороны, Господь пришел научить людей, как жить здесь. Евангелие не говорит только о горных высотах - оно пришло небо опустить до земли и землю возвысить до небес. Жизнь, Истину, которую не знали мудрецы, владевшие, как им казалось, Мудростью, - а истина так проста - все мы братья. Все вы братья - здесь Господь дал человечеству как бы тот Архимедов рычаг, которым можно перевернуть весь мир. Христианство хочет Царства Божия не только в загробных высях, но здесь, в нашей больной, серой, плачущей, страдающей земле.
Христос принес на землю социальную правду. Мир должен зажить новой жизнью. Почему ангелы пели в рождественскую ночь, почему ночь преобразилась в день? Почему к Христу стали стекаться десятки, сотни, миллионы, а потом весь мир склонился перед Христом? Потому что мир жаждал – жаждал, что станет покрытым не терниями, а теми лилиями Благовещения, что ангел вручил в час великий деве Марии. И человечество обманулось… Жизнь стала, может быть, печальнее после того, как человек услыхал, что может быть другая жизнь, что она жила среди нас, и нет ее …  Мир существует круглым счетом после происшествия подвига Христа две тысячи лет, и неправда жуткая неправда еще наглее существует в мире. Еще жутче тени, еще чернее контрасты после того, как мир прорезал луч от истины Христовой. Эти черные тучи встают над сознанием человека, и человечество не видит солнца, не хочет солнца, говорит, что солнце фальшивое, холодное, сусальное… Да мир предъявил христианству счет по фактическому исполнению Церковью ее обещаний. Но Христос по - прежнему приковывает взор. Оскар Уальд написал в своих письмах из тюрьмы, что Христос - это Тот, при одной мысли о Котором даже у того, кто не пригибает колен у алтаря Иисуса, и у того делается легче на сердце. Но христиане не Христовы, Церковь не живет Христом. Это трагедия, это боль, это ужас.
Я вспоминаю, четыре года тому назад был диспут: "Воскрес ли Христос?", участником которого был и я. Народ, собравшийся в таком количестве, что буквально яблоку негде было упасть, слушал с напряженным вниманием развертывавшуюся дискуссию. У меня был диспут с известным антирелигиозным агитатором Гидони. И вот, когда я формулировал свои положения, конечно, утверждая, что Христос воскрес, Гидони сказал: "Да, по всем вашим научным данным, Христос воскрес". - "Так вы, может быть, пойдете за Ним?" - спросил я. И он ответил: "Нет, Христос, воскресший там, не воскрес в вас: вы злы, бессердечны, черствы, и я не пойду за Христом, потому не хочу быть с вами - христианами". Это ответ, на который мне нечего было ответить, потому что здесь была правда. Мир издыхает в социальных противоречиях... Итак, новая жизнь загорается. Пасха у нас с вами в душе. Церковь воскреснет. Вы сейчас вашими возгласами, как в пасхальную ночь кликами "Христос Воскрес!" - рождаете радость. Церковь приветствует власть рабочих и крестьян. Она хочет полноты правды, она говорит: все отныне идем за Христом и со Христом осуществим его социальную правду, которая сейчас рождается в мире...
Мы говорим: да не будет ненависти, неправды, злобы. Если так, тогда благословит нас Бог на новую жизнь, на всякую работу во имя Христа, и Правда Божия и Церковь древняя, вечная, миру покажет свою красоту. Христос Воскрес! (Введенский А. И. "За что лишили сана бывшего патриарха Тихона?" Москва, 1923 год.)
 
6 мая 1923 г. хиротонисан во епископа Крутицкого, викария Московской епархии. В 1924 году возведен в сан митрополита и назначен управляющим Московской епархией. Называли его в те дни «Митрополитом-Апологетом-Благовестником».
Был постоянным членом реформаторского, Обновленческого Священного Синода.
В 1924 году назначен на профессорскую кафедру как доктор богословия при обновленческой Московской Богословской Академии и преподавателем Ленинградского Богословского Института по курсу Основы Богословия и Апологетики.
1 мая 1928 г. присутствовал на заседании расширенного пленума обновленческого Священного Синода. С 1932 года - профессор и ректор Московской Богословской Академии. В эти же годы был настоятелем храма Христа Спасителя в Москве.
В 1933 году Советом Московской Обновленческой Богословской Академии он был удостоен степени доктора Христианской философии.
Со 2 декабря 1936 года Александр Иванович настоятель Пименовской церкви в Москве.
В апреле 1940 года святитель Александр был назначен заместителем Первоиерарха Православной Церкви в СССР.
Священный Обновленческий Синод в 1940-41 г. вынес постановление о восстановлении патриаршества.
10 октября 1941 года святитель Александр Иванович назначен первоиерархом Православной Церкви в СССР.
Ушел в блаженную вечность святитель Александр Введенский 26 июля 1946 года и был погребен на Калитниковском кладбище г. Москвы. Торжественное погребение, при огромном стечении народа, было совершено святителем Филаретом, митрополитом Свердловским (память 2 декабря), произнесшим проповедь о необходимости дальнейшего обновления и реформации Православной Церкви, которые не заканчиваются смертью человека, даже такого выдающегося как Александр Введенский. «Ekklesia semper reformanda» – «ЦЕРКОВЬ НЕПРЕСТАННО РЕФОРМИРУЕТСЯ», провозглашали святитель Киприан Карфагенский, а позже Иоанн Златоуст.
Святитель Александр Введенский, как Богом поставленный пастырь, продолжил великий путь созидания Тела Христа и как доблестный воин Иисуса получил «неувядающий венец славы». (1Пет.5:4)
 
Труды святителя Александра Введенского: "Церковь и Государство". Очерки взаимоотношений 1918-1922 г. /М. - 1923 г. с. 252/. Основные статьи об обновленчестве: 1) Крепите обновленческие ряды // "Церк. Обновл." 1925 г. № 2, с. 1. 2) О пастырстве // Там же № 11 с. 86-87. 3) Современное положение православия // Там же № 14 с. 112-116. 4) Что же делать? // Там же № 1 с. 5) Идем к победе // "Вестн. Свящ. Синода Пр. Рус. Церкви". 1928 г. № 10/33/ с. 3-5э 6) Важные достижения обновленчества // Там же № 3-4. с. 9. 7) К празднованию 10-летия обновленчества // Там же 1931 г. № 5-6 с. 2-3. 8) О современном положении православия // Там же 1928 № 6 с. 9-10. 3. В разных обновленческих журналах кроме этого помещал еще много статей и заметок, описал свои выступления более чем на 100 диспутах при своих поездках по Югу, Волге и Сибири.
Литература: "Вестн. Свящ. Синода Прав. Рус. Церкви". 1926 г. № 12-13, с. 7, 24; 1928 г. № 10/33/. "Протоколы" № 1 с. 5; № 3 с. 7. "Церк. Обнов." 1924 № 15-16, с. 68. Во всех печатных официальных изданиях обновленческого Священного Синода имеются ссылки об его деятельности. ФАОС дело № 4. Кат-АМ № 9. Кат-ЯВ № 5 с. 3. Кат-ЕС № 2 с. 1, п/№ 3.

Комментариев нет:

Отправить комментарий